Учителям

Обучение детей с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых 
актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, 
а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую 
очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, 
неуклонно растет: в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями 
(8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей 
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание 
для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия 
и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных 
образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию 
нарушений развития, социальную адаптацию.

ОСОБЕННОСТЬ

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, 
что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, 
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой 
сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным 
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики 
психики и здоровья каждого ребенка.

МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, 
имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, 
коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. 
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно 
использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Для активизации деятельности 
учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий
    (с одной стороны на ней изображен плюс другой – минус; круги разного цвета по звукам, 
    карточки с буквами).
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
    разгадывания кроссворда и т. д.
  3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
    моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
    используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения
    эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после
    активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной
    трудности и т. д.
  5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
  6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
    занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
    словарного запаса, развития связной речи.
  7. Активные методы рефлексии.

РЕФЛЕКСИЯ

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения 
и эмоционального состояния.
  • Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
    У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии 
    с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, 
    как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен
    обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная 
    информация для размышления и корректировки своей деятельности.
  • «Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета,
    если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. 
    «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
  • Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается
    обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т.д.),
    помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,
    запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html