Учителям
Обучение детей с ОВЗ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых
актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ,
а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую
очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
неуклонно растет: в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями
(8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание
для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия
и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию
нарушений развития, социальную адаптацию.
ОСОБЕННОСТЬ
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем,
что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой
сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным
приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися,
имеющими ОВЗ, считаем объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый,
коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно
использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Для активизации деятельности
учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
-
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий
(с одной стороны на ней изображен плюс другой – минус; круги разного цвета по звукам,
карточки с буквами).
-
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д.
-
Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
-
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения
эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после
активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной
трудности и т. д.
-
Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
-
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
-
Активные методы рефлексии.
РЕФЛЕКСИЯ
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения
и эмоционального состояния.
-
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии
с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить,
как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен
обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная
информация для размышления и корректировки своей деятельности.
-
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета,
если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
-
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается
обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т.д.),
помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,
запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html